
Учебные центры опережающей профессиональной подготовки формируют направление развития образования
Участники пресс-конференции подчеркнули:
«Центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) выступают в роли ведущих учреждений, определяющих направление развития системы профессионального образования в регионах Российской Федерации».
Было создано и работает 30 ЦОПП.
В 2019 году было открыто 15 центров, из которых 14 финансировались за счет федеральной субсидии в рамках проекта «Молодые профессионалы», а 1 центр был создан на средства регионального бюджета (Сахалинская область). В 2020 году дополнительно появилось еще 15 ЦОПП, все они были поддержаны федеральной субсидией от Министерства просвещения Российской Федерации.
Выявились два варианта функционирования ЦОПП:
- ЦОПП — это структурное подразделение профессионального образовательного учреждения (иногда в высших учебных заведениях, например, в Амурской области или Ставропольском крае).
- ЦОПП — независимая некоммерческая структура.
Центры передовой профессиональной подготовки превращаются в новые символы развития навыков. Это современные пространства, оснащённые функционально разделёнными зонами, предназначенные для проведения проектной работы: встреч, обсуждений, презентаций, лекций, профориентационных событий и прочего.
Современные ЦОППы оборудованы передовыми VR/AR-технологиями, виртуальными программными комплексами, тренажёрами и другими средствами, которые позволяют проводить профориентационные мероприятия и профессиональные пробы. В настоящее время в этих центрах трудится свыше 360 специалистов, включая экспертов по большим данным, программистов, аналитиков и методистов. Однако главная инновационная черта работы ЦОПП заключается в том, что для реализации своих программ они могут использовать ресурсы (материально-технические, кадровые, методические) всех профессиональных образовательных учреждений региона, а при необходимости и по соглашению – высших учебных заведений, научных организаций, предприятий разных форм собственности.
Кроме обеспечения функционального назначения помещений, на ЦОПП возложена важная роль адаптации системы среднего профессионального образования к трансформациям, ожидаемым в экономиках регионов Российской Федерации.
На основе сбора и анализа данных региональных стратегических документов, планов развития муниципальных образований, отраслей и предприятий, а также благодаря широкому спектру ресурсов ЦОПП для создания условий обучения и внедрения инноваций, центры выступают катализаторами перемен в регионах России. Разрабатывая актуальные компетенции и новые образовательные программы, ЦОППы обеспечивают регионы квалифицированными кадрами современного типа. Это, в свою очередь, способствует росту инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации.
Сегодня можно утверждать, что ЦОППы успешно опробовали разработку и внедрение программ опережающей профессиональной подготовки. Были воплощены в жизнь программы:
- для учеников общеобразовательных учреждений;
- по запросу работодателей;
- предназначено для лиц предпенсионного возраста;
- модули профессиональных программ;
- программы для конкретных отраслей;
- программы, ориентированные на компетенции будущего.
ЦОППы не только внедряют образовательные программы, но и активно организуют разнообразные профориентационные события: проведено свыше 500 таких мероприятий, в которых приняли участие около 200 000 человек.
Важнейшим направлением работы ЦОПП остается установление партнерских связей с предприятиями и отраслями региональной экономики, активно внедряющими инновации.
Для разработки и внедрения программ опережающей подготовки в 2019 году 14 центров объединились в партнерскую сеть, включающую 78 организаций с разными формами собственности. В 2020 году в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)» 15 создаваемых центров опережающей профессиональной подготовки сформировали партнерскую сеть, включающую 43 организации-работодателя.
Экспертные группы, созданные с участием работодателей, работают в том числе по таким направлениям:
- создание программ обучения;
- внедрение образовательных программ;
- содействие в составлении описания компетенций;
- содействие в создании учебных ресурсов (включая программы образовательных модулей и методики преподавания);
- прохождение сертификации образовательных программ;
- участие в организации профориентационных мероприятий.
В качестве экспертов для работы ЦОПП были привлечены 98 человек, представляющих предприятия и организации с разными формами собственности. При их участии в 2019–2020 годах центры создали 1 423 программы опережающей профессиональной подготовки, включающие такие компетенции, как: «Аналитика BIG DATA», «Сити-фермерство», «Локальные энергосберегающие системы», «Цифровизация и роботизация транспортного сервиса», «Разработка виртуальной и дополненной реальности», «Визуальный мерчендайзинг», «Цифровое земледелие» и другие.
Работодатели могут принимать участие в работе центров опережающей профессиональной подготовки по различным направлениям, как на коммерческой основе, так и через софинансирование мероприятий, проводимых центрами.
В ходе реализации проекта субъектам Российской Федерации были поставлены следующие задачи:
- уменьшение объема неэффективной «социальной занятости» с перераспределением фонда заработной платы в пользу «новых специалистов» при параллельном внедрении системы переподготовки освобождаемых работников из других областей;
- смещение акцента в образовательных программах с приобретения предметных знаний и запоминания фактов на формирование личностных и метапредметных умений;
- перенаправление предприятий и сотрудников на осознание важности постоянного профессионального роста и обучения в течение всей жизни;
- введение современного цифрового сервиса для заказа персонализированных образовательных маршрутов и создания инновационных учебных программ.
You may also like
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.