Спектакли, которые составили альбом, родились в одно пятилетие (1987-1992 годы). Но если попытаться обрести взгляд историка, то нужно признать, что в это короткое время произошло нечто невообразимое — крушение могучей советской империи. На первый взгляд, политических катаклизмов, бушующих вокруг, Виктюк вроде бы и не заметил: "Искусство, освободившись от политики, социологии, человеческой патетики остаётся только искусством. Без претензий на большее". Но эмоциональный настрой его исканий насыщен вулканической атмосферой в обществе и стране, почти ежедневным предощущением катастрофы и боязнью понять её настоящие масштабы. Применительно к "Служанкам" Виктюк говорит: "Наступает время великого разрушения и преобразования. В акте разрушения божественного видения мира были спущены на планете с привязи демонические энергии, энергии, которые не успокоятся, пока процесс разрушения не будет доведён до конца". Вот во что вылился для режиссёра нехитрый сюжет "Служанок" Жана Жене — о том, как две социально униженные и лишённые любви героини из ненависти и зависти придумывают и почти что осуществляют преступный план: засаживают в тюрьму любимого, а любящую хотят убить. Впрочем, в пренебрежении сюжетом, отставке его на дальний план союзником режиссёру стал драматург: "Театр Жана Жене отказывается от трёх основных вещей: психологии, истории и какого бы то ни было реализма. Отказ от психологии — и, как следствие, — желание посредством воображаемого приобщиться к тайным подспудным силам. Он стремится к пробуждению ирреального чувства. При этом Жене призывает положиться на внутреннюю магию слов и жестов, не доверяя аналитической ясности мысли". В подтверждение этих слов Виктюка и возникает "красота эстетики зла", околдовывающая зрителя, "состояние падшести мира", выраженное эстетически привлекательно, а перед всеми составляющими спектакля — сценографией, пластикой, интонацией — сразу ставится задача гипнотического воздействия на зрителя, беспрекословного погружения его в область иррациональных переживаний.
 |
РОМАН ВИКТЮК Постановка и режиссура: Служанки, Священные чудовища, M.Butterfly, Служанки-2 |
 |
Сергей ВИНОГРАДОВ
Актер: M.Butterfly, Служанки-2 |
 |
Сергей ЗАРУБИН
Актер: M.Butterfly, Служанки |
 |
Леонид ЛЮТВИНСКИЙ
Актер: M.Butterfly, Служанки-2 |
 |
Людмила ПОГОРЕЛОВА
Актриса: Священные чудовища |
 |
Николай ДОБРЫНИН
Актер: Служанки, Служанки-2 |
 |
Александр ЗУЕВ
Актер: Служанки |
 |
Сергей МАКОВЕЦКИЙ
Актер: M.Butterfly
|
 |
Константин РАЙКИН
Актер: Служанки |
 |
Владимир ЗАЙЦЕВ
Актер: Служанки-2 |
 |
Эрик КУРМАНГАЛИЕВ
Актер: M.Butterfly |
 |
Евгений ПАПЕРНЫЙ
Актер: Священные чудовища |
 |
Ада РОГОВЦЕВА
Актриса: Священные чудовища |
 |
Алла КОЖЕНКОВА Сценография и костюмы: Служанки, M.Butterfly, Служанки-2 |
 |
Эдвальд СМИРНОВ
Хореография: Служанки-2 |
 |
Андрей РАЗУМОВСКИЙ
Продюсер: M.Butterfly |
 |
Светлана СТАВЦЕВА
Художник: Священные чудовища |
 |
Валентин ГНЕУШЕВ
Режиссер по пластике: Служанки |
 |
Татьяна СУХАЧЁВА
Продюсер: Служанки-2, M.Butterfly |
 |
Алла СИГАЛОВА
Балетмейстер: Служанки |
 |
Олег БЕРЁЗКИН
Продюсер: Служанки-2 |
 |
Асаф ФАРАДЖЕВ Музыкальное оформление: Служанки, Священные чудовища, M.Butterfly, Служанки-2 |
|